воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Переформатирование национальной IT индустрии


Известные утечки информации и очередная конфронтация с Западом резко повысили стратегическую значимость IT индустрии. Возникла актуальная задача по ликвидации не продуманной заранее зависимости от зарубежных коммерческих программных продуктов.

Государство и OpenSource.

Одним из конструктивных путей решения задачи является перевод гос. учреждений, корпораций и предприятий, получающих гос. заказы, на Контролируемую Программную Базу (КПБ) и Open Source. Критически важно, чтобы КПБ интегрально охватывала основные известные архитектурные области (business, application, information, processes, data, technology, networking, security, defense). Как осуществить эту сложную задачу и эффективно использовать ее результаты? Ниже предлагаются основные принципы возможного решения.

1. Использование архитектурного подхода для координации работ, унификации сопряжений и стандартизации решений. Вместо неконтролируемого разнообразия продуктов и решений, которые еще нужно интегрировать в единую систему, архитектура предложит платформенно-модульное построение системы с разумной номенклатурой начальных модулей и правилами расширения собственно платформы и ассортимента модулей.

Государственная поддержка и контроль за развитием платформ должен быть централизован. Апробация/сертификация новых модулей – децентрализована. Создание новых модулей – практически свободным. Широко известными примерами платформенно-модульного построения являются Google Android и Apple iOS, но они охватывают только малую часть архитектур, требуемых для КПБ.

2. Широкое и целенаправленное использование мирового потенциала Программного Обеспечения с Открытым Кодом (ПООК, Open Source) вместо создания с нуля «национальных» программных продуктов. Известно, что крупные производители ПО спонсируют ПООК для уменьшения зависимости от лидера в переделенной области. Таким способом Oracle и Google осуществляют конкурентную борьбу с Microsoft в области офисных приложений. (Другие формы ведения бизнеса на основе ПООК перечислены в [1].)

Поэтому следует координировать развитие ПООК в нужном для архитектур КПБ направлении. Сотрудничество и финансовое стимулирование мирового сообщества ПООК должно сопровождаться построением национальных центров по развитию ПООК (возможно в Тавриде как месте, привлекательном для работы зарубежных специалистов). Такие центры должны проводить экспертизу и сертификацию ПООК для его использования в КПБ, чтобы избежать эффекта «закладок» [2].

3. Развитие центров вычислительной инфраструктуры как в стране, так и за рубежом, которые функционировали бы на условиях строжайшей проверки и контроля со стороны мировой общественности. Это позволит создать неподконтрольные одной стране вычислительные ресурсы для защиты личной информации и развития международных сил и средств для противодействия цифровому экстремизму.

4. Активное участие в международных форумах, мероприятиях и организациях (международных и отраслевых) по продвижению стандартов, связанных с индустрией ИТ. Продолжение усилий по интернализации управлением Интернета и международному контролю за развитием цифровой экономики.

Примером подхода КПБ может стать реализация гос. заказа на создание электронного правительства, который охватывает весь спектр деятельности правительства и государства (а не только «окна» общения с гражданами). Это позволит повысить эффективность работы гос. органов, усилить борьбу с коррупцией и продемонстрировать более высокий уровень демократизации общества. Реализация электронного правительства должна следовать вышеперечисленным принципам и также:

  • Одновременное создание экспортного варианта реализации электронного правительства для развивающихся и неприсоединившихся стран, включая обучение, обслуживание, льготное предоставление вычислительных мощностей и совместное дальнейшее развитие.
  • Использование международных финансовых организаций для финансирования внедрения электронного правительства в развивающихся странах.
  • Широкое участие в международных научных и практических мероприятиях по тематике электронного правительства.
При надлежащей организации реализации КПБ, масштаб переформатирования ИТ индустрии должен выйти за пределы страны и иметь глобальной масштаб.

КПБ в США.

Первым шагом по реализации этого решения должно стать быстрое создание эффективной процедуры и/или рабочей группы для подготовки более детального описания Контролируемой Программной Базы (КПБ), его финансового обоснования и необходимых законодательных мер. Например так, как это уже давно работает в странах "открытой" демократии:



ООН и Open Source.

Организация Объединенных Наций и сообщество Оpen Source разделяют общие этические ценности этого подхода к развитию IT-индустрии. Открытый исходный код и бесплатное программное обеспечение (прим. Это не одно и то же) являются инструментами для достижения этой цели, поскольку открытый исходный код - это расширение возможностей людей и глобального сотрудничества, в том числе при защите личных данных и конфиденциальности пользователей.

ООН ставит цели сделать технологии, программное обеспечение и интеллектуальную собственность доступными для всех, включая развивающиеся страны, и учредила для решения текущих задач свое подразделение - UN Technology Innovation Labs. Критерии, по которым оценивается позитивность влияния инициативы Оpen Source на мировую IT-индустрию следующие: Обмен, Содействие, Расширение возможностей, Устойчивость, Безопасность, Децентрализация.

Традиционно, без рассмотрения остались вопросы о рекомендациях по внесению изменений в национальные политики поддержки инициативы на государственном уровне и регламентации обеспечивающих ее бизнес процессов. Без рассмотрения модели рисков этого подхода к особенностям развития национальной IT-индустрии, сохраняется стойкое ощущение «дежавю» с глобальной финансовой пирамидой.


Полезные ссылки в тему:


8 комментариев:

  1. Anatoly,

    The idea of an open reference version of the e-gov is very interesting. It is in a good match with the following papers:
    1) “E-government reference model” (see http://www.samarin.biz/pubs/e-gov-reference-model-v1.pdf)
    2) “Regional platform for e-governments and e-governance” (see http://www.samarin.biz/pubs/e-gov-platform-architecture-v2.pdf).

    Please feel free to use them.

    Also, I would recommend the up-front use of BPM as a tool to hardening the information security - see http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2014/04/ideas-for-bpmshift-delenda-est-vendor.html

    Thanks,
    AS

    ОтветитьУдалить
  2. Мне понравилось Ваше добавление “E-government reference model”. Ваш документ является хорошей иллюстрацией в поддержку предлагаемых выше подходов к решению задачи переформатирования национальной IT индустрии.

    Однако, посмотрите на раздел "Высоких технологий" Федеральных Целевых Программ России
    http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/View/2014/19/

    В этом разделе ФЦП России нет ни единого намека на обсуждаемые проблемы. Кстати, о целях, целеполагании и выхолащивании целей в КПЭ. Это может быть темой отдельного обсуждения.

    ОтветитьУдалить
  3. If I am not mistaken, such a program would be the biggest IT "project" in the country. Thus the requirements for program, portfolio and project management offices and architecture groups are very non-trivial. Proper KPIs are mandatory.It will be interesting see some ideas about proper managing endeavor of such complexity.

    Thanks,
    AS

    ОтветитьУдалить
  4. Пример координации развития ПООК показывает МО США. Их проект Forge.mil заслуживает всяческого внимания. Так же в этом смысле интересно почитать закон о бюджете МО на 18 год, наверно и на 19 тоже... Главное что там сказано - "Кадры решают всё" Главное люди!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это же в рамках одного министерства.

      Удалить
    2. И это правильно! Все разработчики должны работать в закрытом режиме - работы секретные. А когда речь пойдёт о финансовом секторе - например - все министерства финансового блока могут скооперироваться и создать свой Хост для разработки. И т.д.

      Удалить
    3. Пробовали ли Вы вести режимные разработки ПО? Это очень неудобно с точки зрения организации работ и обеспечения процедур информационной безопасности. Очень легко оказаться вместе со своей компетенцией по этой теме в позиции "унтер-офицерской" жены.

      Удалить
    4. Не только пробовал, но и участвовал и руководил разработкой и не раз. :)

      Удалить