воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Информационные и цифровые технологии изменят страну


Ситуация


Технологическая и финансовая зависимость от Запада, нестабильность цен на естественные ресурсы, в первую очередь – нефть, заставляют срочно искать новые способы обеспечения ускорения развития страны.
Список неотложных проблем растет: импортозамещение, национальная платежная система, повышение эффективности государственных корпораций, противодействие коррупции, развитие малого и среднего бизнеса, электронное правительство, снижение расходов на государство, и т.п. Список решений пока что чист, хотя попытки решения проблем периодически продолжаются, например, предпринимается уже четвертая попытка реализовать электронное правительство.
Есть национальные проекты, указы Президента, «дорожные карты» - однако упрощенная модель решения сложных проблем является директивной. Центр определяет конечный результат, приказы спускаются на места – в министерства, ведомства, регионы. Несмотря на периодический контроль из Центра, «на местах» исполняют распоряжения так, как умеют и в соответствии со своими отраслевыми или региональными особенностями. Ввиду того, что местные исполнители чрезмерно подчеркивают свои особенности, то в одинаковых ситуациях принимаются различные решения и, там самым, происходит многократное и дорогостоящее «изобретение велосипедов».
Очевидные способы методической и материальной стандартизации, нормотворчества, регламентации и сертификации «по-крупному» приводят опять же к гипертрофированным, обычно не бескорыстным, местечковым особенностям в качестве скрытого механизма отсеивания нежелательных конкурентов. Реально стандартизация работает только «по-мелкому», как унификация простых механизмов  сопряжений.
Система управления страной является в настоящее время, к сожалению, ярким примером того, что директивный подход не приносит желаемых результатов, а рыночный подход «работает» недостаточно эффективно и предсказуемо.

Реалии цифровой эры


Современная система управления во многом зависит от уровня применяемых информационных технологий. С развитием информационных и цифровых технологий (ИЦТ), дисбаланс между «разнообразием» местечковых бизнес процессов и «единообразием» готовых решений постепенно устраняется:
  • Скорость развития цивилизации резко повышается – уже нет времени на изобретение «велосипедов».
  • Стремительное распространение знаний, услуг и продуктов в цифровой форме – для которых географическая удаленность не является препятствием.
  • ИЦТ позволяют тиражирование удачных решений – несравнимое преимущество в скорости и цене с материальным миром.
  • Уже возможен перевод цифрового описания объекта в его материальное представление (3D printing).
  • В дополнение к известным «дешевле, быстрее, лучше» надо работать более экологично, более гибко, всеобъемлюще, более безопасно.
  • Накоплены методики, практики и технологии по созданию «общих» услуг в крупных мульти-национальных компаниях и корпорациях.
В таких условиях нужно уметь использовать готовые «кирпичики» (единообразие) для быстрого создания и внедрения уникальных решений (разнообразие) в максимально широком масштабе. Опыт показывает, что эту проблему можно решить путем комбинированного использования нескольких современных методологий и технологий, основной из которых является «корпоративная архитектура».
Корпоративная архитектура – это согласованный набор руководящих правил для перевода бизнес-стратегии в эффективное изменение корпоративного управления путем создания принципов, моделей и решений, которые обеспечивают ее желаемое развитие. Итак, «корпорация» - это вся страна, проблемы определены; с чего должен начать генеральный архитектор? – С простых объяснений.

Архитектурный подход


Корпоративная архитектура исходит из положения, что корпорация – это социально-техническая саморазвивающаяся и самообучающаяся система. Успех функционирования такой системы состоит в том, насколько хороши ее составные части, насколько хорошо они работают вместе, как единое целое, и насколько хорошо система умеет развиваться, учитывая цели, внутренние ограничения и воздействия внешней среды. Заметим, что, в случае сверхвысокой сложности, например, всей страны, составные части тоже являются системами и можно говорить о системе систем.
Корпоративная архитектура обеспечивает описание системной интеграции составных частей системы, в первую очередь - социума, людей, процессов, услуг, технологий. Эти системные компоненты описываются в нескольких измерениях - пространство, время, цели, культура, сектора экономики и т.п.
Корпоративная архитектура использует архитектурный подход к разработке систем, который:
  1. декомпозирует на составные части (анализ),
  2. формализует описание связей между ними (модели),
  3. распознает общие закономерности (паттерны),
  4. определяет условия совместного использования составных частей, связей и паттернов (синтез)
  5. оптимизирует решения в контексте построения и развития конкретной системы (имитационное моделирование).
Конструирование систем с помощью архитектурного подхода позволяет избежать дублирования и необоснованных переделок при построении систем и дальнейшем развитии.
В настоящее время, корпоративная архитектура успешно используется крупными предприятиями (особенно с несколькими видами основной деятельности и географически распределённой структурой) для решения задач, подобных сочетанию разнообразия и единообразия.
Каждый участник страны-как-социально технической-системы-систем (гражданин, местный бизнес, местное самоуправление, управленец, поставщик общедоступных услуг, владелец бизнеса, сотрудник органов власти, высшее руководство страны и т.д.) является заинтересованной стороной для корпоративной архитектуры. Архитектура системы должна обеспечить каждого участника кратким описанием важных аспектов системы. Естественно, каждый участник видит систему по-разному и разные аспекты системы имеют различную степень значимости для различных участников.
Основная сложность применения корпоративной архитектуры состоит в убедительном и непротиворечивом объяснении всем заинтересованным сторонам, как использование корпоративной архитектуры будет решать их проблемы и как их жизнь будет меняться в лучшую сторону.
Для некоторых участников это могут быть цели системы или качество предоставляемых услуг. Другие могут быть более заинтересованы в постепенной реализации и эволюционном развитии системы. Как правило, все участники хотят видеть финансовые аспекты и аспекты информационной безопасности. Генеральный архитектор системы должен уметь поговорить со всеми участниками на их языке и с пониманием их нужд.
Архитектура системы предоставляется несколькими, связными между собой «проекциями» (описаниями в конкретной «плоскости»). На рисунке 1 представлена одна из таких проекций, которая предназначена для планирования рабочих программ построения системы. Эта проекция увязывает стратегические цели и инициативы с существующими возможностями (методики, технологии и инструменты) и определяет приоритеты рабочих программ.


Использование такой проекции позволяет вычленить общие методики, технологии и инструменты, определить приоритеты их реализации, создать их единожды и использовать их многократно. Таким образом устраняется неконтролируемое разнообразие методологий, инструментов и технологий.

Архитектура цифровой страны


Без всяких сомнений, сложность цифровой-страны-как-социально технической-системы-систем очень высока. Ее которые признаки:
  • Неограниченный жизненный цикл.
  • Непредсказуемая и постепенная эволюция.
  • Социально-технический характер.
  • Коллегиальное (включая референдумы) принятие решений.
  • Функционирование на уровне современного предприятия.
  • Способность к быстрому внедрению инноваций.
  • Разнообразие услуг.
  • Высокий уровень безопасности для персональных данных.
Основная сложность построения системы заключается в критичности непрекращающегося развития системы. Все составные части системы и средств прилагаемого решения (методики, технологии и инструменты) должны быть готовы к изменениям и сами изменения должны быть открыто, систематично и своевременно предлагаться, обсуждаться и проверяться.
После того, как архитектурные принципы и начальные версии общих методик, технологий и инструментов будут опробованы и начнут работать, то руководство корпоративной архитектурой должно распространиться на места (кластеры). Таким образом, каждый кластер сможет развивать свою собственную корпоративную архитектуру, следуя общим правилам и решениям.

Архитектурные принципы

  1. Использование архитектурного подхода для разработки решений позволит устранить неконтролируемое разнообразие практически одинаковых продуктов и решений, которые следует интегрировать в единую систему. Таким образом, предлагается платформенно-модульное построение системы с разумной номенклатурой начальных модулей и правилами расширения собственно платформы и ассортимента модулей. Экземпляры платформы будут задействованы индивидуально для большинства потребителей (гос. учреждения, мелкие и средние предприятия, органы власти и т.п.).
  2. Широкое и целенаправленное использование ПО с открытым кодом вместо создания «национальных» программных продуктов. Координация развития ПО с открытым кодом в направлении нужном для страны. Сотрудничество и финансовое стимулирование международного сообщества ПО с открытым кодом должно сопровождаться построением национальных центров по развитию ПО с открытым кодом (возможно в Крыму, как в месте, климатически привлекательном для работы зарубежных специалистов).
  3. Развитие центров вычислительной инфраструктуры как в стране, так и за рубежом, функционирующих на условиях строжайшей проверки и контроля со стороны международной общественности.
  4. Гос. заказ на создание электронного правительства, которое охватывает весь спектр деятельности правительства и государства (а не только «окна» общения с гражданами). Это позволит повысить эффективность работы гос. органов, усилить борьбу с коррупцией и продемонстрировать более высокий уровень демократизации общества.
Реализация электронного правительства должна следовать вышеперечисленным принципам, а также:
  • Одновременное создание экспортного варианта реализации электронного правительства для развивающихся и неприсоединившихся стран, включая обучение, обслуживание, льготное предоставление вычислительных мощностей и совместное дальнейшее развитие.
  • Использование международных финансовых организаций для финансирования внедрения электронного правительства в развивающихся странах.
Активное участие в международных форумах, мероприятиях и организациях (международных и отраслевых) по продвижению стандартов, связанных с индустрией ИТ и электронным правительством.

Заключение


Первым шагом по построению цифровой страны должно быть быстрое создание эффективной рабочей группы для подготовки детального описания программы действия, его финансового обоснования и необходимых законодательных мер.
Практическим результатом деятельности рабочей группы должна быть реализация нескольких пилотных проектов, демонстрирующих методологию архитектурного подхода.
При организации реализации этой программы, размах переформатирования ИЦТ должен выйти за пределы страны и иметь международный масштаб.


5 комментариев:

  1. 1. Раздел "Архитектурный подход". Можно более детальнее прокомментировать рисунок 1. Ну вот, что есть что? Не очень понятно. Прикладные ИТ архитекторы начинают работать вместе с экспертами (практиками) и аналитиками (теоретиками) на этапе формирования модели из целей, приоритетов, задач, методик. При чем частью методик является их описание в архитектурном виде. То есть нет четкого разделения вот ИТ. а вот прикладники (бизнес). Это отдельный архитектурный совместный проект. На выходе должен быть список областей знаний, подобластей, задач (функций), информационных систем или запросов на информационные системы, которые уже будут обрабатываться на других проектах в рамках road map (программы действий).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Модель удовлетворения функциональных требований" не имеет непосредственного отношения к корпоративной архитектуре. Это важный методологический пример способа ОЦЕНКИ эффективности применения архитектурного подхода при построении сложной системы. Этот рисунок - пример одного из возможных способов визуальной реализации системы поддержки принятия решений (DSS) при разработке сложной системы, разработка которой ведется с соблюдением архитектурных принципов построения.
      Перечислю вопросы, на которые нужно иметь ответы архитектору для не профессионала в ИТ:
      1. Как ДОКАЗАТЬ, правильность выбранного пути ?
      2. Как ДОКАЗАТЬ полноту решения до окончания построения системы?
      3. Как дополнять и развивать архитектуру на неограниченном жизненном цикле?

      Есть много других "неприятных" вопросов, на которые можно дать конструктивные ответы. Видимо, для более полного раскрытия этой темы придется писать отдельный блог с пояснением со сквозным примером, например из области капстроя.

      Удалить
  2. "То есть нет четкого разделения вот ИТ. а вот прикладники (бизнес)" - this is finally good.

    Each step from left-to-right is a serious architectural work.

    RE "Прикладные ИТ архитекторы начинают работать вместе с экспертами (практиками) и аналитиками (теоретиками)"
    1) Analysts are not theoretician - there are just helpers for domain architects (even not application architects)
    2) All the theory and practical recommendations are given by a chief enterprise architect.
    3) Everyone are working in accordance with these recommendations thus in a similar situations different people will find similar artifacts or propose an innovation

    Thanks,
    AS

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Alexander, спасибо за Ваши чрезвычайно ценные комментарии, к которых Вы акцентируете внимание на деталях методологии.

      http://improving-bpm-systems.blogspot.ch/2013/02/linking-business-strategy-and-it.html

      Удалить
    2. Also slides 49-66 from http://www.slideshare.net/samarin/e-gov-rm-ru-v2

      Thanks,
      AS

      Удалить