среда, 11 марта 2015 г.

Моя поликлиника (часть 2)

Прежде чем немного порассуждать об инновациях в менеджменте системы здравоохранения вкратце акцентируем внимание на вопросах предметной области, которые хотелось бы улучшить, переформатировать.
Во второй части описания проекта этот прием позволит отличить, акцентировать инновации для новой создаваемой системы от уже имеющихся примеров систем с реализацией наилучшей практики.

Альтернативы

Возможности
Технологическая поддержка
Улучшение
Безопасное управление медицинскими записями
Информационная безопасность по сравнению с базами данных частных клиник. Хорошо структурированные данные. Web доступ к медицинским записям пациента.
Полнота персональных данных. Анонимность владельца данных для анализа и консультаций.

Пациент может удаленно посетить доктора

Видеоконференция

Меньше хлопот для тривиальных случаев. Лучшее отслеживание хода процесса.

Пациент может заранее удаленно выполнить некоторые простые измерения (кровяное давление, температура, уровень сахара в крови)
Многофункциональные устройства и телеметрия.
Систематический уход, быстрое оповещение о проблемных ситуациях. Лучшее отслеживание хода процесса.

Наилучшие специалисты могут консультировать анонимных пациентов и рекомендовать им наилучшее возможное лечение

Видеоконференция.
Web доступ к медицинским записям пациента.





Улучшение качества лечения.
Пациент осуществляет лечение из дома
Оповещения и врачебные предписания (например, для приема таблеток).
Систематический мониторинг.
Лучший надзор.

Электронная взаимосвязь всех участников системы здравоохранения: врачей, больниц, лабораторий, аптек, страхования, государственных агентств

Безопасный обмен данными.






Повышение качества данных. Уменьшение накладных расходов на лечение.
Могут быть включены услуги других социальных (государственных), профессиональных, научных и коммерческих (экспресс-доставка) организаций
Стандартные интерфейсы для услуг в стандартных процессах.
Управление затратами.
Новые возможности для малого и местного бизнеса.

Совместная работа всех участников процесса прозрачна, координируется  и прослеживается.

Гарантия аудита.

Раннее обнаружение проблем. Постоянное улучшение.

Архитектура. Кратко



Системная архитектура новой системы MHS, с точки зрения отраслевой специфики, основана на синергетике между управлением знаниями и ведением бизнеса с помощью процессов и существующих достижений в стандартизации взаимодействия между медицинскими приложениями, HL7.
Ключевые преимущества новой системы MHS обеспечиваются инновациями по трем направлениям развития:
  • ·         Технологические преимущества
  • ·         Инфраструктурные преимущества
  • ·         Преимущества новых направлений бизнеса

В качестве примера опишем по три бизнес инновации по каждому из трех направлений развития.

Технологические преимущества

Видеоконференции. Может казаться странным факт редкого применения Skype в общении доктора и пациента. Причина состоит в том, что использование современной технологии видеоконференции ограничено неудобством свободного доступа к списку контактов. Обычно доктор не хочет предоставлять свои личные реквизиты для публичного неограниченного использования. Открытый публичный доступ в Skype на самом деле только усложнит его работу. Устранение этого неудобства видеоконференции, в сочетании с хорошо известными процедурами назначения & подтверждения времени сеанса и интернет процедурами оплаты услуг, предоставляют новые возможности для совершенствования медицинских сервисов.

Технологии BPM-Workflow для последовательности шагов. Подготовленный заранее план действий упрощает взаимодействие участников и повышает его эффективность. Пациент может заранее самостоятельно измерить кровяное давление и температуру в домашних условиях, on-line подготовить ответы на предварительную медицинскую анкету о самочувствии и симптомах, предоставить результаты специальных анализов и исследований и доступ к персональным данным с историей болезней. Workflow и списки контролируемых параметров создаются для типовых процедур и случаев Healthcare. В сомнительных случаях Пациент может быть вызван в клинику, Доктор может нанести к нему визит домой или направить медицинскую сестру. Медицинская сестра может проконтролировать выполнение предписаний Доктора и требований Workflow до начала сеанса с Пациентом.

Облачные технологии и персональные домашние серверы являются разнонаправленными технологиями в развитии ICT. Их совместное использование отражает компромисс между требованиями к хранению и защите персональных данных и контроле доступа к ним. Прежде чем что-то защищать, нужно это иметь. Домашний сервер может быть домашним облаком для хранения и доступа к персональной информации. Такой способ использования домашнего сервера определяется лишь перечнем установленных на нем сервисов. С одной стороны, облачные технологии в MHS это необходимое техническое решение для высокоскоростных и надежных процедур on-line доступа к информации. С другой стороны, персональные домашние серверы позволяют обеспечить распределенный контроль полноты и целостности персональных медицинских и финансовых данных.

Инфраструктурные преимущества

Кластеризация ICT технологий отражает отличие компонентной архитектуры MHS от унаследованных архитектурных подходов при создании комплексной системы. Предъявляемые требования к прикладной системе объединяются в кластеры для типовых систем ICT. Выбранные типовые системы ICT должны быть согласованы по используемым технологиям взаимодействия и интегрируются в единую платформу в качестве подсистемы. Конфигурирование типовых систем ICT под специфику отрасли позволяет создать необходимую прикладную систему. Такой подход неожиданным образом расширяет функциональность системы за счет технического переноса лучших практик и популярных технологий из других отраслей.

Компонентная версионность является бонусным преимуществом MHS за счет архитектурной синергетики. Каждая типовая подсистема ICT развивается независимо в процессе эксплуатации интегрированной системы. Бизнес логика, имплементированная в бизнес процесс, имеет четкое местонахождение в подсистеме и область своего применения. Процесс сопровождения интегрированной MHS может быть распределен между различными бизнес партнерами на уровне подсистем. Отдельные популярные сервисы для подсистем могут независимо сосуществовать в качестве гаджетов.

Безопасность персональных данных является важным вопросом в современном обществе. В настоящее время Пациент не является эффективным собственником персональной информации в медицинских системах. Пациент не может самостоятельно лишить прав пользования на какую-либо существенную часть персональной информации без взаимодействия с третьей стороной и проконтролировать результат. Безопасность персональных данных в MHS обеспечивается современными технологиями кодирования и защиты информации, а также новой архитектурой системы. К вопросам архитектуры безопасности относятся требования по соблюдению отраслевых стандартов информационной безопасности и разделению в системе бизнес логики процедур передачи данных и прав доступа к этим данным.

Новые направления бизнеса

Рис. 3   Бизнес
Сегментирование рынка услуг является одним из следствий использования новых технологий MHS. Например, выделение отдельных шагов в BPM-Workflow бизнес процедурах позволяет осуществить глубокую специализацию медицинских услуг. Выполнение большинства шагов BPM-Workflow, как правило, не требует выполнения требований обязательной сертификации. Сертифицируется медицинское оборудование, сертифицируется процедура его применения, но нет ограничений на применение MHS, предназначенной для автоматизации учетных операций. Это означает, что можно заниматься бизнесом, связанным с выполнением отдельных шагов в сервисе медицинских услуг и не относиться к отрасли здравоохранения. Можно специализироваться на оказании отдельных медицинских услуг, например, выполняя различного рода экспресс анализы, прокат медицинского оборудования  и не иметь общей лицензии на оказание услуг по комплексному лечению пациентов.

Расширение географии услуг позволяет понизить имеющийся региональный дефицит в качественных медицинских услугах. Сертифицированное качество проведения отдельных шагов медицинской услуги не зависит от участников процедуры и места ее проведения. В случае крайней необходимости Пациент может пострадать только от своего заболевания, а не от различий в области международного регулирования здравоохранения, от степени государственного финансирования национальной медицины. Система MHS принесет дополнительные экономические преимущества лучшим врачебным практикам за счет их востребованности и загрузки. Это никак не противоречит демократическим принципам справедливости.
Виртуальный офис доктора является ключевым компонентом в процессе лечения. В конечном итоге от хорошего доктора во многом зависит успех лечения. Современное состояние в области здравоохранения таково, что даже успешный доктор не сможет оказать помощь пациенту, поскольку обременен многими регламентными ограничениями в предоставлении медицинской услуги. Во многих случаях можно перестроить бизнес процесс таким образом, что ключевым шагом лечения будет консультация врача-специалиста, а не технические вопросы оплаты, страховой медицины, формальных медицинских анализов и on-line доступа к персональной медицинской информации. Архитектурная концепция виртуального офиса доктора, наряду с портальным персональным ресурсом пациента является основой в корпоративной модели предоставления медицинских услуг.

Унификация базовых сервисов за счет информационного моделирования и представления процессов в форме доступной широкому кругу пользователей обеспечивает повышение качества оказываемых медицинских услуг. Унификация услуг делает возможным рейтинговые оценки специалистов, позволяющие Пациенту сделать правильный выбор. Оценка конкурентной стоимости услуги, исключение излишне навязываемых услуг и процедур снижает нагрузку на семейный бюджет. Сокращение сроков лечения за счет своевременного доступа к профильной медицинской услуге увеличивает вероятность благоприятных исходов. Востребованность в медицинских сервисах и услугах неизбежно приведет к появлению новых технических устройств автоматизирующих услугу, медицинскую процедуру.

BPM - Business Process Management (methodology of using processes to better manage the business)
BPMS – Business Process Management Suite (software system)
ECM – Enterprise Content Management
RBAC – Role-Based Access Control
BI – Business Intelligence
SOA – Service-Oriented Architecture
EDI – Electronic Data Exchange
CRM – Client Relations Management
MHS – Modern Healthcare System
HL7 - Health Level Seven International (www.hl7.org)

Резюме

В итоге оказалось, что мы описываем архитектуру какой-то другой системы здравоохранения, которая отличается от существующей, и как мне кажется в лучшую сторону. Работа такой системы здравоохранения на примере системы MHS  в большей степени напоминает современные сервисы компании оператора мобильной связи, чем пыльную библиотечную регистратуру и школьную химическую лабораторию с пробирками.

"Technology-enabled healthcare transformation"
В третьей части описания проекта, при  анализе проекта, доказывается практическая возможность реализации и интеграции всех инноваций в систему.

4 комментария:

  1. Как сделать здравоохранение удобным и эффективным? Очень просто! Нужно взять наилучшую систему управления в этой отрасли и добавить к ней десяток инноваций.

    ОтветитьУдалить
  2. Related document - "Technology-enabled healthcare transformation: concept paper" http://www.slideshare.net/samarin/teht-concept-paper-v3

    Thanks,
    AS

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для удобства читателей я перенесу Вашу ссылку в текст блога?

      Удалить