Несмотря на очевидный факт того, что оптимизационные задачи относятся к тому из немногих классов задач, входящих в состав IT, которые имеют прямую оценку своей экономической эффективности, через оптимизацию измеримой целевой функции, имеет место противодействие оптимизации – негативный эффект Канторовича. Леонид Витальевич Канторович, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников экономико-математических методов, сам столкнулся с этим явлением и описал его.
Если изложить просто и кратко, то суть этой проблемы состоит в следующем. Пусть всё сделано правильно и решена оптимизационная задача. За первый период применения результата оптимизационного расчета, как правило, будет получен значительный экономический эффект. С учетом этих достижений будет составлен сценарий работы на следующий период работы, но после этого возникнут следующие вопросы:
- Какой экономический эффект в Компании будет получен на следующей итерации, во время следующего периода планирования?
- Как этот результат будет отличаться от предыдущего, также оптимального сценария работы?
- Какие «бонусы» ожидают менеджеров и работников, реализующих сценарии оптимизации, в оценке их вклада в работу Компании?
Ответы на эти вопросы очевидны.
Неприятие частью коллектива применения процедур оптимизационного планирования заставляет провести анализ проблемы шире или, в терминах IT, рассмотреть свойства и ограничения системного ландшафта. Если рассмотреть Компанию как социотехническую систему, то необходимо рассмотреть совокупность технологического процесса производства, трудовых отношений и институтов. Проектирование технических и социальных условий следует осуществлять таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты, как минимум, не противоречили друг другу.
Адекватная система KPI – способ решения проблемы
Описание бизнес-процессов относится к цифровой трансформации Компании, поскольку эти описания помогают оптимизировать и автоматизировать процессы, используя информационные технологии и системы. Без понимания текущих процессов и требований сложно выбрать подходящие цифровые решения и успешно их внедрять. Сложно делать предположения относительно качества выполнения этих работ и глубины детализации их проработки, но позитивные результаты обучения и адаптации сотрудников к работе в цифровой среде несомненны.
Построение дорожных карт решения практических задач Компании, относящихся к компетенции планово-бюджетных оргстуктур (ПБО), позволит перечислить перечень всех бизнес-процессов и их владельцев. Типовыми задачами бизнес-анализа после этого будет построить систему их мотивации по KPI. Этой информации достаточно, чтобы решить вопросы формирования технических требований к Платформе оптимизации в Компании.
Кроме инженерно-технических проблем в решении практических задач оптимального управления, эффект Канторовича связан с необходимостью решения социальной проблемы. Эта проблема решается целеполаганием при проведении организационных мероприятий. Естественно, это приведет к структурной реорганизации ПБО Компании, которую можно провести по примеру вывода служб бухгалтерского учета в аутсорсинг. Все способы по выводу подразделений в аутсорсинг являются общими, хорошо исследованы и описаны.
Если кратко подвести итоги анализа проблемы, то возможность преодоления эффекта Канторовича в Компании, с корпоративным типом управления, эквивалентна возможности вывода планово-бюджетных организационных структур в аутсорсинг. Аутсорсинг позволит сосредоточиться на повышении эффективности процедур сбора, доступа и обработки информационных потоков, связанных с планированием и бюджетированием, и необходимых для адекватного применения IT-платформы оптимизации.
Эффект Канторовича: решение проблемы (полный текст)
#ММЭ #ЭММ #оптим #Канторович #ЭффектКанторовича #KPI
Комментариев нет:
Отправить комментарий